Механические и автоматические коробки передач Печать E-mail

При выборе современного автомобиля потребитель зачастую не может разобраться в том широчайшем разнообразии трансмиссий, что предлагается ныне мировой автопромышленностью. Существующая тенденция к взаимной ассимиляции и заимствованию многих черт дополнительно усугубляет положение. Автоматические коробки могут переключаться вручную, а механические, наоборот, роботизированы и не требуют выжима сцепления.

Механическая коробка передач – самая простая разновидность, предъявляющая максимальные требования к водителю, но при умелом обращении позволяющая добиться максимальной скорости и минимального расхода топлива по сравнению с другими коробками. Крутящий момент передаётся «механикой» без потерь на проскальзывание - она обеспечивает жёсткую связь между двигателем и колёсами. Не вдаваясь в подробности, отметим, что такая коробка состоит из вала с жестко насаженным комплектом шестерён и вала, шестерни свободно вращаются, но могут фиксироваться при помощи блокирующих механизмов после того, как скорости вращения соответствующих пар шестерён уравниваются синхронизаторами. В этом и состоит суть переключения передач. Нужная шестерня фиксируется на валу посредством ползунов, задняя же передача включается подтыканием промежуточной шестерни заднего хода. Для разгрузки механизма коробки в момент переключения используется простое однодисковое сцепление.

Роботизированная механическая коробка – это та же самая «механика», но выжимающая сцепление и переключающая передачи самостоятельно при помощи сервоприводов. Электронный мозг коробки считывает показания датчиков двигателя и решает, какую передачу необходимо включить в автоматическом режиме. В ручном режиме передачу выбирает водитель, но сцепление остаётся на попечении электроники, педали-то всего две. Стоимость роботизированной коробки Вас приятно удивит по сравнению с классической автоматической коробкой, но подходит она больше для спокойной езды; спортивный стиль значительно сократит её ресурс. Платой за относительно невысокую стоимость будут некоторые неприятные моменты по причине того, что связь между двигателем и колёсами всё же размыкается, а управляет этим размыканием далеко не водитель.

Для спортсменов предназначен другой продукт – роботизированная «механика» с двойным сцеплением, обеспечивающая беспрерывный поток мощности от двигателя к колёсам. Это достигается тем, что следующая передача включается заранее, а активируется в один момент с деактивацией предыдущей включением одного сцепления и выключением другого. Такой алгоритм возможен благодаря двойному валу, внешняя часть которого передаёт крутящий момент на шестерни чётных передач, а внутренняя – на шестерни нечётных. Необходимо отметить, что смена передач осуществляется под нагрузкой, что нереально для обычной механической коробки с одним сцеплением. Двойное сцепление работает в масляной ванне. Режим переключения – как ручной, так и автоматический. Нельзя не упомянуть также большую эффективность и экономичность таких коробок, равно как и немалую стоимость.

Классическая автоматическая коробка передач, использующая гидротрансформатор, планетарные ряды и фрикционные пакеты, предоставляет водителю максимальные удобства, но уступает механической в эффективности за счёт отсутствия постоянной связи двигателя с колёсами. Больший расход топлива и меньшая максимальная скорость вкупе с немалой ценой – пресловутая плата за удобства, присущие «автомату». Всё дело тут в гидротрансформаторе (два лопастных колеса в масляной ванне), установленном вместо классического сцепления, который позволяет двигателю работать при заторможенных колёсах, а также обеспечивает плавное трогание с места и переключение передач. Именно проскальзывание его турбин относительно друг друга снижает КПД силового агрегата, с чем борются производители АКПП путём дополнения конструкции гидротрансформатора возможностью блокировки при высоких оборотах и на 3-4 передачах.


Планетарный редуктор состоит из центральной солнечной шестерни, внешней кольцевой шестерни и планетарных шестерен, вращающихся между ними. Планетарные шестерни закреплены вместе при помощи водила. Блокируя и освобождая различные части одного редуктора посредством фрикционных пакетов можно получить до трёх передач переднего хода и одну передачу заднего. Использование нескольких планетарных редукторов в одной коробке значительно расширяет возможности последней. Планетарные редукторы также часто используются для суммирования мощностей двух разных источников (например, электро- и бензинового двигателя в гибридных установках), когда мощность одного двигателя подаётся на солнечную шестерню, мощность другого на кольцевую, а суммарная мощность снимается с водила.
Фрикционные пакеты приводятся в действие потоками масла от насоса, управляет которыми посредством золотников нарастающее с оборотами двигателя давление того же масла, либо электронные «мозги», либо водитель при помощи ручки селектора.

Тут мы плавно и непринуждённо подошли к такой разновидности автоматической коробки передач, как АКПП с функцией секвентального переключения передач. Это те же самые «автоматы» со всеми их прелестями и недостатками, но обладающие возможностью выбора передачи в ручном режиме. Они не имеют позиций рычага «1», «2», «3», ограничивающих наивысшую передачу, а используют сектор ручного переключения передач вверх «+» и вниз «-».

 

Получите бесплатную консультацию

мы сами Вам перезвоним!

отправка...